France AncienneБертран де Борн: история и легенда Автор: Жан-Пьер Тюийа Издательство: Fanlac, Périgeux, 2009 Совершенно новая книга о владельце замка Отфор, провансальском трубадуре, воспевавшем битвы, турниры и любовь и закончившем свои дни простым монахом. Прежде всего, если разговор заходит о де Борне, вспоминают тот факт, что Данте в своем "Аду" в главе, описывающей виновников волнений и разногласий, предал его адскому огню и приговорил его к вечным скитаниям с головой в руках. впрочем, полной уверенности в том, что Бертран де Борн заслужил такую участь у нас нет. Время поработало над реальным персонажом и создало миф, сегодня попытки истолковать образ ББ различаются только в нюансах. Признано, что этот сеньор-трубадур действительно является талантливым поэтом и ценным свидетелем своего времени. В этом издании автор восстанавливает жизненный путь ББ согласно разным источникам: по его поэмам, а также по хронике современника ББ приора из Вижуа и капитулярия Далонского аббатства, в котором сеньор Отфора закончил свои дни простым монахом. Одной из главных линий книги является история Альеноры Аквитанской и Ричарда Львиное Сердце, с которым ББ не раз встречался в Бордо, Лиможе и Пуатье.
Из работы Martine Dauzier, « Bertran de Born, itinéraires européens » Cahiers de recherches médiévales, 2 | 1996 Многие поэмы Бертрана де Борна посвящены королям, рассказывают о королях и советуют королям - английскому, французскому и арагонскому. Если же взять жизнеописания этих королей, то в них о ББ нет ни слова. Лишь несколько документов аббатства, расположенного по соседству с замком Отфор, дают нам некоторое представление о семейной, феодальной и религиозной жизни мелкого перигорского шателена ББ в эту чрезвычайно бурную эпоху, эпоху войн которые вели между собой Плантагенеты и французские короли, Плантагенеты против Плантагенетов, отец против сына, брат против брата. Хроники же почти ничего не говорят о ББ, даже на языке страны д' Ок. Итак, почти никаких документов, а только 40 сирвент, кансоз (cansos) и планх (planh), которые принадлежат достоверно ему и многие из которых переписаны более чем в десяти средневековых сборниках - несомненное свидетельство их популярности и успеха. Поэт и друг поэтов, таких как Фолькет де Марсель, Гиллем де Бергедан и Конон де Бетюн, ББ создал новую поэтическую модель, в которой воплотил новые приметы своего времени, которые ранее нельзя было встретить в слишком моральных сирвентах. Вдохновляясь Пеиром де Бержераком, Пеиром Карденалем и каталанскими авторами, он отчеканил формы энюэга, эскондига и плазера ( l’enueg, l’escondig et du plazer). Он открыл сирвентам поэзию благородного жеста и, в частности, поэзию топонимов и знаменитых имен. Как никто другой он разрабатывал этот эпический стиль, перечисляя владельцев замков и укрепленные поместья, свободные города, союзников и врагов. Угрозы, желания и сожаления, приближающиеся к похвальбе, выковывают эту поэзию гиперболы и контраста. Местоимение "я" и воинственные добродетели утверждаются в обществе, переполненном грохотом и красками, в котором война является огромным праздником уничтожения, танцем на ристалище боевых турниров, в то время, как Природа, в полном согласии с куртуазными шансонами, теряет и вновь приобретает свои листья и цветы. Всего имеется две короткие биографии ББ (vidas), которые дают представление о его жизни. Есть также письменные объяснения (razos) его поэм, которые обосновывают мотивы создания того или иного произведения. Из 350 трубадуров всего 46 поэтов удостоились чести быть прокоментированными в рацос, число которых достигает 113. ББ, поэмы которого сопровождают 19 рацос, находится далеко впереди своих современников-поэтов. Некоторые из этих коротких рассказов всего лишь пересказывают поэму в прозе, другие концентрируют внимание на личности ББ, великолепного и воинственного рыцаря и замечательного компаньона, который впечатляет своей дикой страстью и преданностью. Часто эти рассказы имеют строгую повествовательную конструкцию, например рацо, описывающее побежденного, но гордого рыцаря, отказывающегося предать своего друга Молодого Короля. И видас и рацос часто смешивают метафоры и исторические факты, но взамен они создают при помощи многочисленных повторов и автоотсылок повествовательную убедительность. Благодаря сохранившимся рацос и видас жизненный путь ББ предстает в виде героической модели с не очень ясным началом. Это история мелкого шателена, который вначале с трудом мог рассчитывать на совместное управление замком. Но вот судьба сводит его с самыми величайшими королями Западной Европы и он приобретает славу умного советника, храброго воина, поэта и пророка, но вскоре вслед за этим наступает полоса неудач и следует крах: шателен потерявший свой замок, вассал потерявший своего короля, рыцарь, лишившийся своих спутников. Под напором этих неудач он принимает решение удалиться от мирской жизни и заканчивает свою жизнь монахом в полном забвении и молчании. le Château de Hautefort Первое упоминание о замке Отфор относится к 9 веку. Тогда им владели виконты Лиможские. В Средние Века это была мощная крепость, которая приобрела стратегическое значение в Гиенньских войнах Плантагенетов против Капетов. В тот период замок принадлежал семейству де Борнов, а именно двум, враждовавшим между собой братьям, Константену, стороннику Плантагенетов и Бертрану, который поддерживал Капетов. Замок подвергался многочисленным осадам, в том числе и со стороны Ричарда Львиное Сердце в 1183, но был сразу же восстановлен Бертраном де Борном. Тогда замок состоял из донжона и нескольких башен, соединенных между собой зубчатыми стенами. В середине 15 века замок отходит к ветви семейства Гонто, которая берет себе имя де Борн и его геральдику. Их девизом станет Altus et Fortis (Высокий и Сильный). |
Меню сайта
Календарь
|