Четверг, 14.11.2024, 14:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Einfach Leben

Балтийский контекст

Anu Mänd
Die Festkultur des livländischen Kaufmanns im Mittelalter am Beispiel der Fastnacht.


из книги
Die Stadt im europäischen Nordosten (c)2001


В средние века в Ревеле активно праздновали Масленицу, Рождество, день Всех Святых и праздник Майского Графа. Можно сказать, что Большая гильдия только тем и занималась, что, отдохнув неделю после одного праздника, начинала подготовку к следующему.
В 1513 году братство Черноголовых решило начинать застолье (Trünke) в воскресенье еще до малого Фастельабенда и заканчивать возлияния аж через две недели. Речь идет о Масленице (Fastnacht). Конечно, застолье прерывалось всякими шествиями, с факелами, барабанами, тромпеттами и танцами. Утром на Ашермиттвох устраивалось общее собрание, обязательное для всех членов гильдии, на котором подбивались итоги, решались важнейшие тяжбы и принимались в брастство новые члены.
Из Германии в Лифляндию проник вместе с праздниками термин шодуфель, означавший собственно Шаутойфеля, вездесущего демона, который должен был развлекать народ во время карнавала. В Дерпте даже был даже издан по этому поводу специальный указ (1387), в котором говорилось, что “те, кто выбран на роль шодуфеля, должны вести себя вежливо, ни к кому не приставать и не должны допускать никаких безобразий…”. В другой статье упоминалось также, что “те, кто выбран на роль шодуфеля и их кнехты, не должны появляться в церкви на утренней службе”. Похоже, что тартуские Черноголовые относились к шодуфелю очень серьезно – в  январе 1445 года братья закупили 4 рулона синей материи, которая им была нужна для изготовления дъявольских костюмов.
Есть мнение (Амелунг, позднее Редлих), что на Малый Фастельабенд Черноголовые переодевались, надевали маски и шатались в таком виде по городу. Ану Мянд, правда, полагает, что увеселения подобного рода для почтенных купцов подходили не слишком и были характерны скорее для более низших слоев. Тем не менее в 1484 году на Фастельабенд были задержаны несколько таких весельчаков и… были отпущены на свободу после того, как поклялись, что больше так не будут…
В католические времена, впрочем, на маски и переодевания церковь и горсовет (Rat) смотрели относительно толерантно. После Реформации ситуация изменилась. Стогий запрет был наложен на все связанное с маскарадом (1528 в Ревеле, 1548 в Пернау), причем были использованы следующие эпитеты: языческий, нехристианский, дъявольский. Но похоже, что власти городов Лифляндии ничего не имели против самого праздника, поскольку пиршества (Fastnachttrünke) были продолжены.
Гильдии выбирали 2-х главных распорядителей (шафферов), которые уже занимались конкретикой праздника и его организацией. Расписано было все до мельчайших подробностей. Вот, например, 1522 год. Шафферами на Масленицу были Хермен ван Юмерен и Ханс Баэде. Барабанщиками во время шествия по городу Карстен Веттергруэ и Петер Шнелле. Замыкающими шествие танцорами перед Ратушей Ханс Витте и Петер Эмшехоф. Таких почетных распределений ролей в 1552 году оказалось ровно 52. Тут были танцоры с факелами, молельщики в Олаикирхе и Николаикирхе, ответственные за подарки женщинам, ответственные за подарки девушкам, хранители ключей и множество трэггеров – баумтрегер, банертрегер, каннентрегер, лихттрегер и конечно писцы…
Как следует из списка, приведенного Ану Мянд, в 1522 году на масленницу было назначено 8 барабанщиков. Но барабанный бой служил не только для танцев, он был также важной частью церемониального ритуала. Когда купцы со свитой в сопровождени факелоносцев и под барабанный бой двигались по улицам города – это было не самое бледное зрелище, на это стоило посмотреть. Тем самым они также предъявляли свое богатство и мощь всем, кто находился на более низкой общественной ступени.
В том далеком 1522 году на Масленице в ревельском братстве Черноголовых пировали 125 человек. Организация празднеств была доверена, как уже говорилось, 2-м шафферам, в распоряжении которых находилось 52 брата. Нести факел, конечно, мог любой брат, точно также, как следить за тем, чтобы кувшины были всегда полны. Но вот что касается танцев или произнесения молитв, то тут требовались особые таланты. Поэтому понятно, что некоторые имена в исполнении определенных обязанностей иногда повторялись. Так, с 1547 по 1551 гг некий Бальтсер Торк четырежды исполнял обязанности танцора, причем дважды танцевал с дамами, один раз с факелами и один раз в голове процессии на Ратушной площади. Но наиболее популярным по этой части оказался Гошальк Беккер, который с 1523 по 1528 также 4 раза танцевал на праздниках в средневековом Ревеле – однажды с факелами, второй раз в общих танцах и еще дважды с молодыми девушками. Красив был, наверное, Черноголовый братец, не зря же его послали дважды танцевать с молодыми ревельками.  
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930